Четверг | 27, Январь 2022
Домой Столпы Ислама Два свидетельства Ислама (Аш-Шаhадатан) Значение первого Свидетельства Ислама (Вера в Бога)

Значение первого Свидетельства Ислама (Вера в Бога)

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ اللهُ

/Ашhаду алля иляhа илля-ллаh/

«Я свидетельствую[1], что никому нельзя поклоняться кроме Аллаhа, поскольку никто не достоин поклонения кроме Него, Одного-Единственного и Единого Создателя, Вечного без начала и без конца, Живого, не нуждающегося ни в ком и ни в чем, Дарующего, Всезнающего и Всемогущего, делающего все, что Он хочет. Что хотел[2] Аллаh — было, чего не хотел — не было. Нет сохранности от попадания в грех и нет силы для соблюдения обязанностей кроме как от Него. Ему присущи самые величественные Cыфаты[3], достойные только Его, и Он превыше всех недостатков.

Нет ничего подобного Ему. Он — Всеслышащий и Всевидящий. Аллаh Вечен, а все, кроме Него, имеет начало. Аллаh — Создатель, а все существующее, кроме Него, создано Им. Все одушевленное и неодушевленное — от малейшей частицы до Аль-‘Арша[4]; каждое действие созданных — движение, покой, намерения, а также произвольные и непроизвольные мысли, — все создано Аллаhом, и никто этого, кроме Аллаhа, не создал. Ни природа, ни какая-либо причина не являются создателем. Всё появилось в бытие по Его Воле, Его Могуществу и Определению, по Его Вечному Знанию. Аллаh дал всему бытие.

Сказано Им в (Суре 25 «Аль-Фуркан», аят 2):

وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ

/ уа халяка кулля щай’ /

Это означает, что «Аллаh создал все, Аллаh — Единственный Создатель».


Сказано в Кур’ане (Сура 35 «Фатыр», аят 3):

هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ الله

/ hаль мин халикын гайру-ллаh /

Это означает, что «кроме Аллаhа нет создателя».


Имам Ан-Насафий говорил:

فَإذَا ضَرَبَ إنْسَانٌ زُجَاجًا بِحَجَرٍ فَكَسَرَهُ، فَالضَّرْبُ وَالكَسْرُ وَالانْكِسَارُ بِخَلْقِ اللّهِ تَعَالى،

فَلَيْسَ لِلْعَبْدِ إلاّ الكَسْبُ، وَأمَّا الخَلْقُ فَلَيْسَ لِغَيْرِ الله

/ Фа иза дароба инсанун зуджяджян бихаджярин факясараhу, фаддарбу уаль-кясру уаль-инкисару бихалькылляhи та’аля, фаляйса лиль-‘абди илляль-кясбу, уа аммаль-хальку фаляйса лигайрилляh /

Это означает: «Когда человек бросил камень в стекло и разбил его, то следует понимать, что и бросок, и удар, и разбивание стекла созданы Аллаhом: человек только приобретает свое действие, а творить, кроме Аллаhа, никто не может».


Сказано в Священном Кур’ане в (Суре 2 «Аль-Бакара», аят 286):

لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

/ ляhаа маа кясабат ва ‘аляйhаа мактасабат /

Это означает, что «человек получит вознаграждение от Аллаhа за то, что приобрел из добра, и ответит за то, что приобрел из зла».

Речь Аллаhа Вечна, она не меняется, как и все Его Cыфаты, так как Аллаh не похож на созданных, не подобен им ни в Сущности, ни в Действиях, ни в Cыфатах. Хвала Аллаhу, Который превыше любых недостатков, приписываемых Ему угнетателями[5] (то есть кяфирами!)

Все вышесказанное подтверждают тринадцать из Cыфатов Аллаhа, которые упомянуты в Кур’ане словесно или по смыслу:
  1. Существование (الوُجُود),
  2. Единственность (الوَحْداَنِيَّة),
  3. Вечность без начала (القِدَم),
  4. Бесконечность (البَقَاء),
  5. Существующий Сам по Себе — Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем (القِيَامُ بِنَفْسِهِ),
  6. Всемогущество (القُدْرَة),
  7. Воля (الإِرَادَة),
  8. Всезнание (العِلْم),
  9. Всеслышание (السَّمْع),
  10. Всевидение (البَصَر),
  11. Жизнь (الحَيَاة),
  12. Речь (الكَلام),
  13. Отличие от созданных (المُخَالَفَةُ لِلْحَوَادِث).

Эти Cыфаты многократно упоминаются в религиозных источниках (Священном Кур’ане и Хадисах Пророка, мир Ему), поэтому ученые постановили, что знать их значение обязан каждый мукалляф.

И поскольку несомненно то, что Аллаh Вечен, то отсюда следует понимать, что Его Cыфаты обязательно вечные, так как кому присущ созданный сыфат, тот сам является созданным.


[1]  В арабском языке слово «ашhаду» включает в себя значение: «знаю, верю и подтверждаю языком», но это не означает, что все эти слова надо произносить.

[2]  Это означает, что все происходит по Воле Аллаhа, но это не означает «желание».

[3]  Атрибуты.

[4]  Самый большой объект, созданный Аллаhом. Аль-‘Арш является потолком Рая.

[5]  Угнетатель — согласно Шари’ату это тот, кто использует то, что даровал Аллаh, на пути греха (в данном случае имеется в виду неверующий — кяфир).