» » Наши убеждения о Создателе
 

Мусульмане верят в Аллаhа. Аллаh – это Имя Создателя, которое в арабском, как и в других языках, означает «Бог». Но, к сожалению, некоторые, говоря слово «Аллаh», не понимают его сущности и верят во что-то иное, называя это Богом. Мусульмане признают и верят, что Бог – Один-Единственный Создатель, и все создано Им. Что значит «создано Богом»? Это значит, что прежде ничего не было кроме Бога, а Он существовал, и Существование Его вечно. Аллаh не подобен Своим созданиям. Он отличается от всего по Сущности, по Атрибутам и по Делам. Создатель не похож на все то, что можно себе представить. Это — наша вера. Бог ни в чем не нуждается, не находится где-то, нигде не сидит, потому что Он существовал до всего этого и, создав все, существует, не изменяясь, не переходя из одного состояния в другое. Ведь у того, кто изменяется, претерпевают изменения и его качества: переходят от плохого к хорошему, или наоборот, — и это происходит в силу того, что он создан. А Бог отличается от всего созданного.

 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْء ٌ

 «Нет ничего подобного Аллаhу»

(значение сказанного в Аяте 11 Суры «Аш-Шура» Священного Кур`ана).

 

Аллаhу Всевышнему присущи самые величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков (то есть того, что не достойно Его – невежества, слабости, объема, цвета и всех других свойств созданных). Аллаhу не приписывается тело или образ. Его невозможно представить. Аллаh не занимает места в пространстве – Он существует без места, образа, вне времени, так как все это – Его создания. Все Сыфаты Аллаhа Вечны, не имеют ни начала, ни конца. Нет ничего подобного Аллаhу. Он не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. И наши убеждения об Аллаhе чисты от приписывания Ему недостойного.

 

(1). Основополагающее убеждение: Аллаh существует

Доказательство: все сущее, кроме Самого Аллаhа, доказывает Его существование. Каким образом? Он дал всему этому существование, т.к. очевидно, что все существующее, кроме Самого Создателя, имеет начало и, значит, нуждается в Том, Кто дал всему это начало. Вся Вселенная – доказательство того, что Аллаh существует, ведь разум не может представить действие без действующего, как невозможно представить письма без написавшего это письмо, а здание — без построившего его. Так и существование этого мира невозможно представить без Того, Кто его создал.

 

(2). Аллаh Вечен. Он существует без начала

(3) и нет конца Его Существования.

Доказательство: дать существование (сотворить из ничего) может только Тот, Кто существует без начала т.к. имеющий начало является созданным (т.е. нуждающимся в Том, Кто дает это начало).

 

Аллаh не имеет конца Своего существования, т.к. небытие в отношении Аллаhа – абсурд, и существование Аллаhа, согласно здравому рассудку, – истина. То, что имеет конец, обязательно нуждается в Том, Кто положит конец его существованию. А любая нужда – это слабость, а слабый не достоин поклонения.

 

Аллаh Вечен, и Его Сыфаты вечны, и Он Неизменен (изменение, представляющее собой процесс перехода от лучшего к худшему, от меньшего к большему, или наоборот, – качество, присущее созданным).

 

(4). Аллаh – Единственный.

Абсурд – считать, что кроме Аллаhа существует «другой Создатель». Аллаh Один в Своей Божественности, и только Он достоин поклонения. Нет Ему равных (и не было, и не будет) ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Абсурд – приписывать кому-то то, что достойно только Аллаhа.

 

Аллаh Един – Он Неделим. Абсурд думать, что Он состоит из частей, ибо тот, кто состоит из частей, несомненно, нуждается в Том, Кто объединяет в нем эти части воедино. Как говорилось выше, нуждающийся не может быть Создателем.

 

(5). Аллаh не похож на Свои создания, и ничто не подобно Ему.

Аллаh не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах (Атрибутах), ни в Действиях: Сущность Аллаhа отличается от сущности созданных, Сыфаты Аллаhа отличаются от сыфатов созданных, Действия Аллаhа отличаются от действий созданных.

 

Аллаh не тело, так как тела присущи созданным – человеку, дереву, неодушевленным созданиям. А наш Бог – Тот, Которому не присуще подобие.

 

Аллаhу не присущи сыфаты созданных, ведь они не вечны.

 

В Кур`ане сказано:

 

وَللهِ الْمَثَلُ الأَعْلَىَ

(Сура «Ан-Нахль», Аят 60),  что означает: «Сыфаты Аллаhа не подобны сыфатам созданных».

 

Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий сказал:

 

وَمَنْ وَصَفَ اللهَ بِمَعْنًى مِنْ مَعَانِي البَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ

«Кто придает Аллаhу хотя бы одно из человеческих свойств, тот – кяфир (неверующий)».

 

Имам Зуннун Аль-Мысрий и Имам Ахмад Ибн Ханбаль сказали:

 

مَهْمَا تَصَوَّرْتَ بِبَالِكَ فَاللهُ بِخِلافِ ذلِكَ

Из сказанного следует, что Сыфаты Аллаhа ни в чем и ни в какой степени не подобны нашим качествам, они никогда не могут быть присущи людям: Знание Аллаhа не подобно знанию человека, Милость Аллаhа не подобна милости людей, Видение Аллаhа не подобно нашему видению. Неверно думать, что милость человека хоть в чем то подобна Милости Бога или, что наше слышание (могущество, воля и т.д.) хотя бы в малом подобно Слышанию (Могуществу, Воле и т.д.) Создателя. Одинаковые по названию эти слова обозначают разные понятия (Знание Аллаhа, но – знание человека; Речь Аллаhа, но – речь человека; и т.д.)

 

«Ни на что, из того, что ты можешь представить себе, Аллаh не похож». Поскольку все, что человек может себе представить, является созданным.

 

(6). Аллаh существует Сам по Себе.

Он не нуждается ни в чем и ни в ком из Своих созданий. Доказательство: тот, кто нуждается, не может быть Богом, т.к. нужда в чем-либо указывает на слабость, на неспособность существовать без возможности удовлетворения этих нужд, а слабость в отношении Аллаhа – абсурд.

 

А также, в отличие от созданных, Аллаh не нуждается в том, кто дал бы Ему бытие, т.е. в «создателе». Его Существование вечно, Он не нуждался до создания всего ни в чем и ни в ком, также и после создания всего Аллаh не нуждается в этом. Аллаh не нуждается ни в чем из созданного, в том числе: ни во времени, ни в образе, ни в том, чтобы занимать какое-нибудь место в пространстве. Крупный ученый Ислама Имам Ар-Рифа‘ий сказал:

 

غَايَةُ الْمَعْرِفَةِ بِاللهِ الإِيقَانُ بِوُجُودِهِ تَعَالى بِلا كَيْفٍ وَلا مَكَانٍ

«Наибольшее, чего можно достичь в познании Аллаhа, – это знания и убежденности в том, что Аллаhсуществует без образа и без места».

 

(7). Аллаh Живой.

Жизнь Аллаhа не похожа на жизнь созданных: Его жизнь – Вечная, без начала и без конца; без духа, плоти, крови.

Доказательство: если бы Аллаhу не был бы присущ Сыфат «Жизнь», то ничего из созданного не существовало бы, так как только Живой может дать бытие всему. Смерть по отношению к Аллаhу – абсурд.

 

(8). Аллаh Всезнающ.

Аллаh знает все. Знание Его Вечное, без начала и без конца. Он знает все, что было, есть и будет, а также — о том, чего не будет. Аллаh знает все до того, как оно происходит.

Аллаh знает все о Себе и о Своих Сыфатах, и о том, что создает. Он знает все о Своих созданиях, Он знает все наши мысли и намерения.

 

Сказано в Кур`ане:

 

وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا وَلاَ حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الأَرْضِ وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ

(Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 59),  означающее: «Аллаh – Всезнающий. Он знает все, что происходит на суше и на море, знает о каждом падающем листке».

 

Знание Аллаhа не изменяется: не уменьшается, не пополняется, не обновляется, поскольку, если бы Аллаhу был присущ созданный сыфат, т.е. имеющий начало, то это противоречило бы Его Вечности без начала.

 

(9). Аллаh Всеслышащ.

Аллаh слышит, но Его Слышание отличается от нашего. Аллаh слышит без органа слуха. Его Слышание не похоже ни на что, не имеет ни начала, ни конца. Аллаh слышит все слышимое. Доказательство: если бы у Аллаhа не было бы Сыфата «Всеслышащий», то Ему была бы присуща глухота, а это – недостаток. А недостаток – абсурд по отношению к Богу.

 

(10). Аллаh Всевидящ.

Аллаh видит все видимое без глаз, без органа зрения, т.к. органы присущи созданным, а Аллаh не подобен созданным. Аллаh видит не так, как созданные. Он, не нуждаясь в лучах, в свете, видит абсолютно все. Его Видение Вечное, без начала и без конца.

Доказательство: если бы Аллаhу не был присущ Сыфат «Видение», то Он был бы невидящим, а слепота – это недостаток, что является абсурдом по отношению к Аллаhу.

 

(11). Речь Аллаhа.

«Аллаh говорит, но не так, как мы, — писал Имам Абу Ханифа, — Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллаhа не имеет ни начала, ни конца и не прерывается, потому что не является ни буквами, ни звуками» (Имам Абу Ханифа «Аль-Фикhу-ль-Абсат»). Речь Аллаhа не является каким-либо языком – ни арабским, ни еврейским, ни греческим. Речь Аллаhа не похожа на речь созданных. Речь Аллаhа – Вечный Его Сыфат.

 

Пророку Мусе (Моисею), мир Ему, Аллаh даровал слышать Свою Вечную Речь, которая была без букв, без звуков.

 

Священный Кур`ан, ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему, на арабском языке, является выражениемВечного Сыфата Аллаhа «Речь». Поскольку ниспосланные буквы, из которых состоят слова текста Кур`ана, созданы, то этот текст имеет начало и конец, выражен на арабском языке, может быть записан, прочитан, услышан. А Речь Аллаhа не подобна ничему, это есть Вечный Его Сыфат, не имеющий начала и не имеющий конца.

 

(12). Воля Аллаhа.

Аллаh Всевышний делает все, что Он хочет, — по Своей Воле. Сыфат Аллаhа «Воля» Вечен, не имеет начала и не имеет конца. Аллаh по Своей Вечной Воле создал этот мир, определив всему бытие вместо небытия.


Доказательство того, что Аллаhу присущ Сыфат «Воля»: если бы у Аллаhа не было бы такого Сыфата, то не существовало бы и этого мира, ведь мир появился только потому, что Аллаh этого хотел.

Все, что происходит в мире, происходит по Вечной Воле Аллаhа, Его Знанию, Его Творению и Предопределению, будь то: добро или зло, покорность Аллаhу или грех, вера или неверие, счастье или горе. Добро происходит по Воле Аллаhа, Его любви и Его одобрению. Зло происходит по Его Воле, но не по Его любви и не одобряемо Им.

 

Доказательство того, что все это – и добро, и зло, — происходит по Воле Аллаhа: если что-либо во Владениях Аллаhа происходило бы против Его Воли (т.е. происходило бы то, чего Он не хотел), то это указывало бы на слабость. А слабость в отношении Аллаhа – абсурд, ведь Он превыше всех недостатков. Воля Аллаhа Вечная, не меняется (ведь изменение – это признак созданных). Все, что хотел Аллаh, обязательно будет, в то время, в которое Он хотел существования этого. А если Аллаh не хотел, чтобы что-нибудь было, — этого никогда не будет. Аллаh сказал об этом в Хадисе-Кудсий, означающее: «О Мухаммад! То, что предопределено Мной, — неизменно».

 

Аллаh наделил человека выбором, но воля человека находится под Волей Аллаhа. Все принадлежит Ему. Аллаh – Создатель всех наших дел, намерений и решений. Сказано в Священном Кур`ане,

 

وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

 

(Сура «Ат-Такуир», Аят 29), означающее: «То, что вы хотите, — создано Аллаhом, Господом миров, и происходит это по Его Вечной Воле».

 

(13). Аллаh Всемогущ Аллаh Могущественен надо всем.

Во «все» входит то, бытие или небытие чего можно представить, то есть – все созданное (или иначе – «возможно-существующее»). Но Могущество Аллаhа не связано с абсурдным (невозможным).

 

Так как Могущество Аллаhа касается логически возможного и не касается абсурдного, то на вопрос атеистов «Может ли Аллаh создать подобного Себе?» отвечаем: «Это противоречит здравому смыслу, т.к. только Аллаh Вечен без начала, и если бы существовал подобный Ему, то также был бы Вечным без начала. А Тот, Кто Вечен без начала, — не является созданным». Поэтому на этот абсурдный вопрос мы не отвечаем ни «Да, может», ни «Нет, не может», поскольку на абсурдный вопрос нельзя дать однозначного прямого ответа, подобно тому, как невозможно дать ответ на такой абсурдный вопрос «Камень — знающий или не знающий?».

 

Аллаh создает все по Своему Могуществу. И Он не нуждается ни в чьей помощи. Могуществу Аллаhа не присущи ни недостатки, ни слабость. Он может создать все то, что хочет.

 

Доказательство того, что Аллаhу присущ Сыфат «Всемогущество»: Если бы Аллаh не был бы Всемогущ, то был бы слаб. А слабость по отношению к Аллаhу – ложь и абсурд. И если бы Аллаh был слабым, то не существовало бы Вселенной.

 

Все вышесказанное сообщает о тринадцати из Сыфатов (Атрибутов) Аллаhа. Именно эти Сыфаты Всевышнего многократно упоминаются в основных Исламских источниках – Кур`ане и Хадисах. Поэтому все ученые Ислама сообщили о необходимости для каждого мукалляфа (совершеннолетнего[1], разумного, (душевно здорового) человека, слышавшего об основах Ислама[2]), знать и верить в значения этих Сыфатов Аллаhа.



[1] Имеется ввиду совершеннолетие по Шари‘ату, т.е. достижение возраста половой зрелости или же, — если половая зрелость не наступила ранее, — 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по принятому в мире солнечному календарю)

[2] т.е узнавшего о значении слов Исламских Свидетельств: «Нет божества кроме Единого Бога, и Мухаммад – Его Посланник»

Печать