» » Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности

Аллаh даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллаh Всемогущий Создатель всего и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллаh - не тело (не объект) и не качество тела, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.

  

Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, откуда появился он и все остальное, человек приходит к пониманию, что есть Создатель всего этого, Который не похож на Свои создания.

 

Оглядываясь вокруг, наш взор в каждый момент времени постигает создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, также – наши действия, мысли, чувства, и даже – само время, – все это многочисленные создания Аллаhа.

 

Внимательное наблюдение, вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Всевышний превыше всех качеств созданных, что Он не похож на Свои создания. Воистину Аллаh Всемогущ.

 

Следуя наставлению одного из величайших сподвижников Пророка, мир Ему, Ибн ‘Аббаса – «Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности», – ученые Ислама обобщили свои наблюдения за окружающим нас миром, сведя их в отдельную тему: «Аль-‘Алям»

 

Одно из значений слова «Аль-‘Алям» – все, что существует кроме Аллаhа, или – все, что вошло в бытие, то есть – все созданное (лишь об Аллаhе не говорится, что «Он вошел в бытие», – Аллаh существует вечно).

 

Аль-‘Алям представляет из себя объекты (тела и составляющие их малейшие частицы) и их свойства.

 

Тела бывают двух видов:

  • тела, которые возможно захватить рукой, к примеру, такие как человек, дерево;
  • тела, которые невозможно захватить рукой, к примеру, такие как душа, свет, ветер. Тела этого вида обнаруживаются при более пристальном рассмотрении, нежели тела первого рода.

 

Все тела – и те, которые возможно захватить рукой, и те, которые невозможно захватить рукой, – имеют границы, свои объемы. В отношении первого вида тел это совершенно ясно. Рассмотрим, что это утверждение правомерно и для второго вида тел на примере такого тела, как свет.

 

Представим себе свет, идущий от светлячка. Это свет небольшого объема, мы четко видим границы этого тела: вот – свет (в виде круга, или шара), а вот – его границы, за которыми расположено уже другое тело, которое невозможно захватить рукой, – это тьма.

Существует свет большего размера, например, – свет от лампочки, – он также имеет свои границы. Свет от Солнца больше света лампочки, и у него есть границы (доказательство: когда солнце уходит с небосвода, мы видим, как на смену свету приходит тьма, то есть свет как бы заканчивается). Самый большой свет, созданный Аллаhом, – это свет Рая, он огромен, но и этот свет имеет свои границы.

 

Как говорилось ранее, Аль-‘Алям представляет из себя собой объекты (тела и составляющие их малейшие частицы) и их свойства.

Свойства – это прилагаемое к объектам. Свойства не существуют сами по себе. Например: снег белый, земля черная. Мы ведь не говорим, что «белизна белая», «чернота черная», но говорим: «молоко белое», «грязь черная». То есть свойства всегда относятся к какому-либо объекту. Свойств у тел много, к примеру: объем, размер, цвет, температура, движение, покой, разделение, соединение, местоположение в пространстве и так далее и основное свойство всех тел – изменяемость.

 

Ученые так подробно разъясняют тему «Аль-‘Алям» для того, чтобы сделать следующий вывод:

Аллаh – Вечно Существующий, Он – Создатель Аль-‘Аляма (то есть всех объектов и всех свойств этих объектов).

Тому, Кто создал Аль-‘Алям, не приписывается никакой из видов тел (ни тех тел, которые возможно захватить рукой, ни тех, которые невозможно захватить рукой), и не приписывается Ему ни одно из свойств этих тел: ни образ, ни место, ни перемещение, ни покой, ни любое другое из свойств созданных. Аллаhу не присуща изменяемость. Тот же, кому присуща изменяемость, не является Создателем. Создатель отличается от всех созданных во всем. Аллаh не тело, и не присуще Ему подобие.

 

Цветы, птицы, животные, пейзажи — все что можно себе представить — создано Аллаhом Аллаh на это не похож. Его Сущность невозможно постичь разумом. А тот, кто воображает (представляет себе) какой-то образ, и думает, что это Бог, тот верит не в Бога, а в своё представление. И совершая поклонение, такой человек поклоняется не Богу, а плоду своего воображения.

 

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее: «Размышляйте о всякой вещи, но не размышляйте о Сущности Аллаhа», т.е. невозможно представить Аллаhа в каком-либо образе, потому что Аллаh не является телом. А также сподвижники Пророка, ученые-саляфиты и халяфиты говорили о том, что Аллаh — не тело.

 

Сподвижник Пророка Мухаммада, мир Ему, великий имам ‘Али сказал, означающее: «Кто приписывает Богу границы, тот не знает Создателя, Которому должен поклоняться». То есть Бог не является телом, так как границы присущи телам.

 

Имамы-саляфиты Ахмад ибн Ханбаль и Зун-Нун Аль-Мисрий сказали, означающее:

«Что бы ты себе не представил — Аллаh на это не похож».

 

Тот, кто будет придерживаться этого простого правила, сохранит себя от заблуждений. Разум человека способен вообразить только то, что создано и подобно тому, что он видел ранее. Все, что человек рисует себе в воображении, имеет объем, границы, место, цвет и другие качества созданных.

 

Богу же не присущи никакие из этих качеств. И поскольку Ему не присущи размеры, форма, границы, место, внешний вид, то очевидно, что Аллаh не является объектом (телом). Великий имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-Фикhу Аль-Акбар» сказал, означающее: «Аллаh Всевышний — Один, но не в значении числа, а в том, что у Него нет соучастника в Божественности. Он не родил и не был рожден, и нет равного Ему. Он — не тело (не объект) и не качество тела, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему. Он не подобен ни одному из Своих созданий»

Печать