» » Опровержение некоторых ошибочных взглядов ибн Таймии

Ибн Таймия приписывал Создателю, Который превыше всех недостатков и свойств созданных, местонахождение:


он утверждал, что Аллаh якобы находится на высшем пределе высоты, - а это вступает в противоречие с основным положением Исламского мировоззрения, что Создатель не похож ни на одно из Своих созданий, что Ему не присуще ни одно из свойств созданных: Он существует без места и без образа, тогда как такое качество как «иметь местонахождение» относится исключительно к созданным.


Сказано в Кур`ане, что означает: «Нет ничего подобного Аллаhу» (Сура «Аш-Шура», Аят 11). Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, был свидетелем того, как ибн Таймия высказал свои ложные воззрения по этому вопросу. В своей книге «Путешествие» ибн Батута написал: «В Дамаске был Таки Ад-Дин ибн Таймия (так называли Ахмада ибн Таймию некоторые люди из его окружения), который страдал умственным расстройством. Правитель Ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где тот и пробыл несколько лет. Затем мать ибн Таймии обратилась с просьбой к правителю Ан-Насыру, и последний приказал освободить ибн Таймию. Но ибн Таймия во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где ибн Таймия читал пятничную проповедь перед собравшимися верующими с минбара этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: "Аллаh опускается на земной нижний небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение”, - и он стал по ступенькам медленно спускаться с минбара. Присутствовавший при этом факиh Ибн Аз-Захра возразил ему, выразив свое несогласие с тем, что говорил ибн Таймия…».


Абу Хайян Аль-`Андалюсий в своей книге «Кашф аз-зунун» («Раскрытие мнений») написал, что ибн Таймия упомянул в книге, которую назвал «Китаб Аль-‘Арш», что Всевышний Аллаh якобы сидит на Аль-‘Арше (Небесном Троне), что Он освободил немного места, и Пророк Мухаммад располагается рядом с Ним. Также ибн Таймия утверждал, что Аллаh якобы каждую ночь спускается на Первое небо и наблюдает за Своими рабами, и при этом Он не покидает Аль-‘Арш. Эти убеждения не являются Исламскими. Ибн Таймия неодобрительно отзывался об Имаме ‘Али Ибн Абу Талибе, двоюродном брате Пророка, мир Ему, и одном из величайших Его сподвижников, и критиковал его действия. Однако же Пророк Мухаммад, мир Ему, предупредил: «Кто ругает ‘Али, тот ругает меня», а также: «Кто вредит ‘Али, тот вредит мне». Эти изречения передал Имам Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» и дал им степень правильности. Ибн Таймия, утверждал, что путешествовать с целью посещения могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, является вредным новшеством (этого же мнения придерживаются и его современные последователи ваххабиты).Ибн Таймия ошибочно считал, что якобы Вселенная по своей материи вечна без начала, приписав тем самым Аллаhу соучастника в Вечности Существования. Это ложное воззрение встречается, в частности, в его книгах, которым он дал следующие названия: «Минhадж Сунна Ан-Набауийя» («Следование Пророческому учению»),- «Му`афакат сариаль-ма`куль ли сахих аль-манкуль» («Соответствие очевидных доводов разума достоверным передачамХадисам, Кур`ану)»),- «Шарх Хадис «Ан-Нузуль» («Разъяснение Хадиса «Ан-Нузуль»»),- «Шарх Хадис ‘Имран Ибн Хусайн» («Разъяснение Хадиса «‘Имран Ибн Хусайн»»), «Накд «Маратиб аль-`иджма‘»» («Критика книги «Категории аль-`иджма‘»»).


Исламское Вероучение, однако, отвергает вечность существования чего-либо кроме Аллаhа. Авторитетный теолог Ислама Имам Аз-Заркаший в своей книге «Ташниф аль-масами‘» передал единое мнение ученых-теологов по данному вопросу: тот, кто считает, что кто-либо или что-либо, кроме Аллаhа, существовало без начала, является неверующим (кяфиром). Этот человек придает Аллаhу соучастника в Вечности без начала. Таким образом, исповедуя неверные воззрения относительно существования Вселенной, ибн Таймия вступил в противоречие со всеми учеными Ислама!


Примером другого заблуждения ибн Таймии является его утверждение о том, что якобы Ад исчезнет (этого же мнения придерживался и ученик ибн Таймии - ибн Каййим Аль-Джаузия). Однако данное воззрение противоречит Кур`ану, Сунне и `иджма‘. Доказательством того, что кяфиров на Том Свете ожидают вечные мучения, является сказанное Аллаhом в Кур`ане: (Сура «Аль-`Ахзаб», Аяты 64-65), означающее: «Аллаh проклял кяфиров и приготовил для них ад, где они будут пребывать вечно, не находя ни покровителя, ни помощника». Имам Ас-Субкий в своей книге «Аль-`и‘тибар би бака` Аль-Джаннати уа-н-Нар» («Поучение, подтверждающее вечность существования Рая и ада») опроверг данное ложное мнение ибн Таймии. Другой великий теолог Ислама Имам Абу Ханифа в своей работе «Аль-Уасыят» («Завещание») напомнил своим ученикам и будущим поколениям мусульман, что мучения в аду для кяфиров вечны: «Рай и Ад, поистине,созданы. Они существуют сейчас и не исчезнут, так же как и их обитатели».


Приверженцем ложной идеи о якобы прекращении на Том Свете мучений кяфиров был и деятель начала ХХ-го века, россиянин, татарин по национальности, Муса Бегиев, назвавшийся Джаруллаhом Бегиевым. Данное ложное убеждение пронизывает почти все его сочинения. Несмотря на то, что данное воззрение противоречит Священному Кур`ану и учению Ислама в целом, некоторые современные исследователи его «наследия» объявили Мусу Бигиева «светилом татарской теологической мысли» и «последним татарским богословом». В действительности же, он не унаследовал от великих татарских ученых, таких как Шиhабуддин Марджани, ни их знания, ни Веру. Убеждения Мусы Бигиева противоречат тому, что сказано в Священном Писании - Кур`ане, оно не совместимо с Исламом и является неверием. Следует отметить, что данное заблуждение - не единственное, которое встречается в работах Мусы Бегиева. Покажем также на примере утверждений лжемыслителя ибн Таймии, какие плоды может иметь вольнодумство, приводящее к искажению положений религии. Ибн Таймия в своей книге «Аль-Фатауа» («Религиозные заключения») дает заключение, разрешающее убивать глав государств. Показательно то, что идеологи современных экстремистов советуют своим последователям руководствоваться в своей деятельности именно этой книгой. Исследователь И. Гольдциер обращает внимание на этот экстремистский компонент в работах ибн Таймии: «Его работы играли роль молчаливой силы, которая время от времени производила взрывы враждебности...». Книги ибн Таймии, а также сочинения его последователя ибн Аль-Каййима Аль-Джаузия стали настольными книгами ваххабитов прошлого и их современных последователей. Так, сам основатель ваххабизма Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб неоднократно цитирует ибн Таймию и ибн Аль-Каййима. На этих же авторов ссылается и ваххабитский историк ибн Ганнам.


Ибн Таймия сам отошел от Ислама и одновременно объявил неверными всех тех, кто не соблюдает основные предписания и запреты Исламской религии. Он составил длинный список основных предписаний и запретов, но не определил, какое количество нарушений, по его мнению, выводит человека из Веры. Тем самым он положил начало спорам о том, где пролегает граница между Верой и неверием, которые продолжаются по сей день, и ведут их современные последователи ибн Таймии – ваххабиты, которые пишут в своих книгах, что пролить кровь того, кто не совершает Намаз, является Богоугодным делом. Преемники ибн Таймии относят к числу неверных любого, кто не последовал за их взглядами, и деяния которого не соответствуют их искаженным представлениям об Исламе. Неприкосновенность же ваххабиты гарантируют лишь тем, кто исповедует их идеологию. Таким образом, одной из составляющих доктрины ваххабитов является воззрение, что якобы любого, кто не принял их убеждения, будь то мусульманин, христианин или человек иных воззрений, разрешено лишить жизни. Несмотря на эти и многие другие заблуждения ибн Таймии, ваххабиты называют его почетным титулом «Шейху-ль-Ислам», которого удостаиваются лишь некоторые из высокообразованных теологов Ислама. Ваххабиты также считают, что книги ибн Таймии, подобно Кур`ану, лишены ошибок, и что якобы следует принимать за истину все, что в них написано. Исламские ученные доказали ошибочность выводов ибн Таймии еще при его жизни. Однако спустя четыре века появился человек по имени Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб, который во многом последовал идеологии ибн Таймии и стал основателем ваххабитского движения.

Печать