» » Истинные убеждения не имеющие ничего общего с сектами!

УБЕЖДЕНИЯ АhЛЮ-С-СУННА УА-ЛЬ-ДЖАМА‘А [1]

Наилучшее из деяний –

вера в Аллаhа и в Его Посланника

Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему


 Следуя доброй традиции, установленной учеными Ислама, первую статью данной книги мы посвящаем самому важному в нашей религии вопросу – о том, что является истинно Исламским мировоззрением.«Знания по вере находятся в непревзойденном преимуществе перед знаниями правовых вопросов Шари‘ата», - сказал великий теолог Имам А‘зам Абу Ханифа в своей работе «Аль-Фикh Аль-Акбар». И в этом – руководство для верующего на пути постижения им религиозных знаний.


Кроме того, необходимость ознакомления с основополагающими вопросами вероучения Ислама вызвана и тем, что, не обладая этим знанием, невозможно изобличить и опровергнуть заблуждение, являющееся отходом от Истины. А уберечь себя от этого отхода помогут религиозные знания. Поистине, как сказали ученые Ислама, знания лучше, чем богатство, потому что богатство необходимо охранять, а знания охраняют тебя.

 

В начале своего рассказа коснемся проблемы существования в обществе ложных стереотипов в отношении нашей религии и мусульман. Некоторые люди полагают, что якобы Ислам – новая и самая молодая религия и что Пророк Мухаммад, мир Ему, - якобы основоположник Ислама. В ряде книг ошибочно пишут, что мусульмане поклоняются Черному Камню, не верят в Пророков ‘Ису (Иисуса) и Мусу (Моисея), мир Им, а признают только Пророка Мухаммада, мир Ему. Истинные же знания о религии Ислам таковы. Ислам - это арабский термин, обозначающий название религии, которой придерживались все Пророки. Ислам является также религией Ангелов, которую они исповедовали еще до создания людей.


Ислам – это покорность Единому Богу в соответствии с Шари‘атом (т.е. Божьим Законом) и признание обязанности соблюдения Закона Божьего, переданного последним Посланником.

 

Пророки, мир Им, призывали людей верить в Единого Бога и следовать Его Законам, то есть Они призывали людей к Исламу.


Пророки были представителями разных национальностей. А так как последний из Пророков был арабом, то в настоящее время широкое распространение в мире получили религиозные термины на арабском языке – такие, как например: «халяль» (разрешенное), «харам» (запрещенное), «Ислам» (покорность Единому Богу), «Шари‘ат» (Закон Божий) и др.


 Обращаем внимание читателя на опасность следования как за невежественными суждениями об Исламе, так и за идеями выдающих себя за истинных мусульман представителей сектантских течений и групп. Ведь каждое из этих ложных направлений, акцентируя внимание мусульман на отдельных моментах Исламского вероучения или же права, трактует их с позиции своей идеологии, что приводит во многих случаях к серьезным расхождениям с основными догматами Веры. Таким образом, человек, последовавший за этими толкованиями, оказывается на пути к заблуждению. Примером подобного искажения в вероучении является неправильное понимание сектантами вопросов, касающихся наиважнейших из знаний - об Аллаhе и Его Сыфатах (Атрибутах), а также о посланных Им Пророках.

Наши убеждения о Создателе

Мусульмане верят в Аллаhа. Аллаh – это Имя Создателя, которое в арабском, как и в других языках, означает «Бог». Но, к сожалению, некоторые, говоря слово «Аллаh», не понимают его сущности и верят во что-то иное, называя это Богом. Мусульмане признают и верят, что Бог – Один-Единственный  Создатель, и все создано Им. Что значит «создано Богом»? Это значит, что прежде ничего не было кроме Бога, а Он существовал, и Существование Его вечно. Аллаh не подобен Своим созданиям. Он отличается от всего по Сущности, по Атрибутам и по Делам. Создатель не похож на все то, что можно себе представить. Это - наша вера. Бог ни в чем не нуждается, не находится где-то, нигде не сидит, потому что Он существовал до всего этого и, создав все, существует, не изменяясь, не переходя из одного состояния в другое. Ведь у того, кто изменяется, претерпевают изменения и его качества: переходят от плохого к хорошему, или наоборот, - и это происходит в силу того, что он создан. А Бог отличается от всего созданного.


«Нет ничего подобного Аллаhу»

(значение сказанного в Аяте 11 Суры «Аш-Шура» Священного Кур`ана).

Аллаhу Всевышнему присущи самые величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков (то есть того, что не достойно Его – невежества, слабости, объема, цвета и всех других свойств созданных). Аллаhу не приписывается тело или образ. Его невозможно представить. Аллаh не занимает места в пространстве – Он существует без места, образа, вне времени, так как все это – Его создания. Все Сыфаты Аллаhа Вечны, не имеют ни начала, ни конца. Нет ничего подобного Аллаhу. Он не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. И наши убеждения об Аллаhе чисты от приписывания Ему недостойного.


(1). Основополагающее убеждение: Аллаh существует  

Доказательство: все сущее, кроме Самого Аллаhа, доказывает Его существование. Каким образом? Он дал всему этому существование, т.к. очевидно, что все существующее, кроме Самого Создателя, имеет начало и, значит, нуждается в Том, Кто дал всему это начало. Вся Вселенная – доказательство того, что Аллаh существует, ведь разум не может представить действие без действующего, как невозможно представить письма без написавшего это письмо, а здание - без построившего его. Так и существование этого мира невозможно представить без Того, Кто его создал.


(2). Аллаh Вечен. Он существует без начала

(3) и нет конца Его Существования.

Доказательство: дать существование (сотворить из ничего) может только Тот, Кто существует без начала т.к. имеющий начало является созданным (т.е. нуждающимся в Том, Кто дает это начало).

 Аллаh не имеет конца Своего существования, т.к. небытие в отношении Аллаhа – абсурд, и существование Аллаhа, согласно здравому рассудку, – истина. То, что имеет конец, обязательно нуждается в Том, Кто положит конец его существованию. А любая нужда – это слабость, а слабый не достоин поклонения.

Аллаh Вечен, и Его Сыфаты вечны, и Он Неизменен (изменение, представляющее собой процесс перехода от лучшего к худшему, от меньшего к большему, или наоборот, – качество, присущее созданным).


(4)Аллаh – Единственный. 

Абсурд – считать, что кроме Аллаhа существует «другой Создатель». Аллаh Один в Своей Божественности, и только Он достоин поклонения. Нет Ему равных (и не было, и не будет) ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Абсурд – приписывать кому-то то, что достойно только Аллаhа.

Аллаh Един – Он Неделим. Абсурд думать, что Он состоит из частей, ибо тот, кто состоит из частей, несомненно, нуждается в Том, Кто объединяет в нем эти части воедино. Как говорилось выше, нуждающийся не может быть Создателем.


(5)Аллаh не похож на Свои создания, и ничто не подобно Ему.

Аллаh не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах (Атрибутах), ни в Действиях: Сущность Аллаhа отличается от сущности созданных, Сыфаты Аллаhа отличаются от сыфатов созданных, Действия Аллаhа отличаются от действий созданных.

Аллаh не тело, так как тела присущи созданным – человеку, дереву, неодушевленным созданиям. А наш Бог – Тот, Которому не присуще подобие.

Аллаhу не присущи сыфаты созданных, ведь они не вечны.

В Кур`ане сказано (Сура «Ан-Нахль», Аят 60),

что означает: «Сыфаты Аллаhа не подобны сыфатам созданных». 

Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий сказал: «Кто придает Аллаhу хотя бы одно из человеческих свойств, тот – кяфир (неверующий)».

Имам Зуннун Аль-Мысрий и Имам Ахмад Ибн Ханбаль сказали:

Из сказанного следует, что Сыфаты Аллаhа ни в чем и ни в какой степени не подобны нашим качествам, они никогда не могут быть присущи людямЗнание Аллаhа не подобно знанию человека, Милость Аллаhа не подобна милости людей, Видение Аллаhа не подобно нашему видению. Неверно думать, что милость человека хоть в чем то подобна Милости Бога или, что наше слышание (могущество, воля и т.д.) хотя бы в малом подобно Слышанию (Могуществу, Воле и т.д.) Создателя. Одинаковые по названию эти слова обозначают разные понятия (Знание Аллаhа, но – знание человека; Речь Аллаhа, но – речь человека; и т.д.(

«Ни на что, из того, что ты можешь представить себе, Аллаh не похож». Поскольку все, что человек может себе представить, является созданным.


(6). Аллаh существует Сам по Себе. 

Он не нуждается ни в чем и ни в ком из Своих созданий. Доказательство: тот, кто нуждается, не может быть Богом, т.к. нужда в чем-либо указывает на слабость, на неспособность существовать без возможности удовлетворения этих нужд, а слабость в отношении Аллаhа – абсурд.


А также, в отличие от созданных, Аллаh не нуждается в том, кто дал бы Ему бытие, т.е. в «создателе». Его Существование вечно, Он не нуждался до создания всего ни в чем и ни в ком, также и после создания всего Аллаh не нуждается в этом. Аллаh не нуждается ни в чем из созданного, в том числе: ни во времени, ни в образе, ни в том, чтобы занимать какое-нибудь место в пространстве. Крупный ученый Ислама Имам Ар-Рифа‘ий сказал:

«Наибольшее, чего можно достичь в познании Аллаhа, – это знания и убежденности в том, что Аллаhсуществует без образа и без места» 


(7). Аллаh Живой. 

Жизнь Аллаhа не похожа на жизнь созданных: Его жизнь – Вечная, без начала и без конца; без духа, плоти, крови.

Доказательство: если бы Аллаhу не был бы присущ Сыфат «Жизнь», то ничего из созданного не существовало бы, так как только Живой может дать бытие всему. Смерть по отношению к Аллаhу – абсурд.


(8). Аллаh Всезнающ. 

Аллаh знает все. Знание Его Вечное, без начала и без конца. Он знает все, что было, есть и будет, а также - о том, чего не будет. Аллаh знает все до того, как оно происходит.


Аллаh знает все о Себе и о Своих Сыфатах, и о том, что создает. Он знает все о Своих созданиях, Он знает все наши мысли и намерения.


Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 59),

означающее: «Аллаh – Всезнающий. Он знает все, что происходит на суше и на море, знает о каждом падающем листке».

Знание Аллаhа не изменяется: не уменьшается, не пополняется, не обновляется, поскольку, если бы Аллаhу был присущ созданный сыфат, т.е. имеющий начало, то это противоречило бы Его Вечности без начала.


 (9). Аллаh Всеслышащ. 

Аллаh слышит, но Его Слышание отличается от нашего. Аллаh слышит без органа слуха. Его Слышание не похоже ни на что, не имеет ни начала, ни конца. Аллаh слышит все слышимое. Доказательство: если бы у Аллаhа не было бы Сыфата «Всеслышащий», то Ему была бы присуща глухота, а это – недостаток. А недостаток – абсурд по отношению к Богу.


(10). Аллаh Всевидящ. 

Аллаh видит все видимое без глаз, без органа зрения, т.к. органы присущи созданным, а Аллаh не подобен созданным. Аллаh видит не так, как созданные. Он, не нуждаясь в лучах, в свете, видит абсолютно все. Его Видение Вечное, без начала и без конца.


Доказательство: если бы Аллаhу не был присущ Сыфат «Видение», то Он был бы невидящим, а слепота – это недостаток, что является абсурдом по отношению к Аллаhу.


(11). Речь Аллаhа.

«Аллаh говорит, но не так, как мы, - писал Имам Абу Ханифа, - Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллаhа не имеет ни начала, ни конца и не прерывается, потому что не является ни буквами, ни звуками» (Имам Абу Ханифа «Аль-Фикhу-ль-Абсат»). Речь Аллаhа не является каким-либо языком – ни арабским, ни еврейским, ни греческим. Речь Аллаhа не похожа на речь созданных. Речь Аллаhа – Вечный Его Сыфат.


Пророку Мусе (Моисею), мир Ему, Аллаh даровал слышать Свою Вечную Речь, которая была без букв, без звуков. 


Священный Кур`ан, ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему, на арабском языке, является выражением Вечного Сыфата Аллаhа«Речь». Поскольку ниспосланные буквы, из которых состоят слова текста Кур`ана, созданы, то этот текст имеет начало и конец, выражен на арабском языке, может быть записан, прочитан, услышан. А Речь Аллаhа не подобна ничему, это есть Вечный Его Сыфат, не имеющий начала и не имеющий конца.


(12). Воля Аллаhа. 

Аллаh Всевышний делает все, что Он хочет, - по Своей Воле. Сыфат Аллаhа «Воля» Вечен, не имеет начала и не имеет конца. Аллаh по Своей Вечной Воле создал этот мир, определив всему бытие вместо небытия.


Доказательство того, что Аллаhу присущ Сыфат «Воля»: если бы у Аллаhа не было бы такого Сыфата, то не существовало бы и этого мира, ведь мир появился только потому, что Аллаh этого хотел. 


Все, что происходит в мире, происходит по Вечной Воле Аллаhа, Его Знанию, Его Творению и Предопределению, будь то: добро или зло, покорность Аллаhу или грех, вера или неверие, счастье или горе. Добро происходит по Воле Аллаhа, Его любви и Его одобрению. Зло происходит по Его Воле, но не по Его любви и не одобряемо Им. 


Доказательство того, что все это – и добро, и зло, - происходит по Воле Аллаhа: если что-либо во Владениях Аллаhа происходило бы против Его Воли (т.е. происходило бы то, чего Он не хотел), то это указывало бы на слабость. А слабость в отношении Аллаhа – абсурд, ведь Он превыше всех недостатков. Воля Аллаhа Вечная, не меняется (ведь изменение – это признак созданных). Все, что хотел Аллаh, обязательно будет, в то время, в которое Он хотел существования этого. А если Аллаh не хотел, чтобы что-нибудь было, - этого никогда не будет. Аллаh сказал об этом в Хадисе-Кудсий, означающее: «О Мухаммад! То, что предопределено Мной, - неизменно»


Аллаh наделил человека выбором, но воля человека находится под Волей Аллаhа. Все принадлежит Ему. Аллаh – Создатель всех наших дел, намерений и решений. Сказано в Священном Кур`ане, (Сура «Ат-Такуир», Аят 29),

означающее: «То, что вы хотите, - создано Аллаhом, Господом миров, и происходит это по Его Вечной Воле». 


(13). Аллаh Всемогущ 

Аллаh Могущественен надо всем. Во «все» входит то, бытие или небытие чего можно представить, то есть – все созданное (или иначе – «возможно-существующее»). Но Могущество Аллаhа не связано с абсурдным (невозможным).

 Так как Могущество Аллаhа касается логически возможного и не касается абсурдного, то на вопрос атеистов«Может ли Аллаh создать подобного Себе?» отвечаем: «Это противоречит здравому смыслу, т.к. только АллаhВечен без начала, и если бы существовал подобный Ему, то также был бы Вечным без начала. А Тот, Кто Вечен без начала, - не является созданным». Поэтому на этот абсурдный вопрос мы не отвечаем ни «Да, может», ни «Нет, не может», поскольку на абсурдный вопрос нельзя дать однозначного прямого ответа, подобно тому, как невозможно дать ответ на такой абсурдный вопрос «Камень - знающий или не знающий?».


Аллаh создает все по Своему Могуществу. И Он не нуждается ни в чьей помощи. Могуществу Аллаhа не присущи ни недостатки, ни слабость. Он может создать все то, что хочет.


Доказательство того, что Аллаhу присущ Сыфат «Всемогущество»: Если бы Аллаh не был бы Всемогущ, то был бы слаб. А слабость по отношению к Аллаhу – ложь и абсурд. И если бы Аллаh был слабым, то не существовало бы Вселенной.

 

Все вышесказанное сообщает о тринадцати из Сыфатов (Атрибутов) Аллаhа. Именно эти Сыфаты Всевышнего многократно упоминаются в основных Исламских источниках – Кур`ане и Хадисах. Поэтому все ученые Ислама сообщили о необходимости для каждого мукалляфа (совершеннолетнего[2], разумного, (душевно здорового) человека, слышавшего об основах Ислама[3]), знать и верить в значения этих Сыфатов Аллаhа.


О нашей вере в Божьих Пророков

О Пророках Аллаhа мы говорим следующее: мусульмане обязаны верить во всех Пророков без каких-либо сомнений, начиная от Пророка Адама и завершая Пророком Мухаммадом, мир Им, включая Пророков Мусу (Моисея) и ‘Ису (Иисуса), Ибраhима (Авраама), Нуха (Ноя) и всех остальных Пророков, - их было примерно 124 тысячи человек, из Них 313 были Посланниками. Мы обязаны верить во всех Пророков и любить Их всех без исключения. Мы говорим: «‘Иса сын Марьям», а на русском языке это звучит как «Иисус сын Марии», и, соответственно, речь идет об одном и том же человеке. Это относится и к другим Пророкам, например: Муса – Моисей, Ибраhим – Авраам, Нух – Ной и т.д. Пророки призывали людей верить в Единого Бога, все Они по Вере были мусульманами. Отличие между Ними состоит лишь в том, что в разные исторические периоды были разные Шари‘аты (Законы Божьи), и верующие должны были соблюдать Законы своего времени.


Все мусульмане верят, что первыми людьми были Адам и Хавва (Ева), мир Им, а все остальные - их дети, их потомки. По Шари‘ату Пророка Адама брат имел право жениться на своей сестре, но не на сестре, которая является ему близнецом; позже это уже было запретным. С приходом новых Посланников законы Божьи, касающиеся ритуалов, могли изменяться (например, менялось количество обязательных Молитв-Намазов в день, изменялись вопросы, связанные с Постом, бракосочетанием и др.). Отметим, что некоторые законы являются общими для всех времен, например: не убивать, не воровать, не обманывать, не прелюбодеять. Но несмотря на то, что в разные времена были разные Пророки, все Они призывали людей верить в Единого Бога.


Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Наилучшие слова, которые произносил я и все Пророки до меня, - это: «Ля иляhа илляллаh» («Нет божества кроме Единого Бога - Аллаhа»)».

Мусульмане, жившие во времена Пророка Мусы (Моисея), мир Ему, признавая всех предыдущих Пророков, произносили:

«Ля иляhа илляллаh уа Муса Расулюллаh» («Нет божества кроме Аллаhа и Моисей – Посланник Аллаhа»).


Во времена Пророка `Исы (Иисуса), мир Ему, верующие говорили:
«Ля иляhа илляллаh уа ‘Иса Расулюллаh» («Нет божества кроме Аллаhа и Иисус – Посланник Аллаhа»).

 

Мы признаем и любим всех Пророков, что приходили до Мухаммада, мир Им, и говорим: «Ля иляhа илляллаh уа Мухаммад Расулюллаh»
(«Нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад – Посланник Аллаhа»)! 

 

Кто не верит и не любит хотя бы одного из Пророков, имена которых известны среди мусульман, тот не является мусульманином. Если кто-то говорит, что верит в Единого Бога и во всех Пророков, но хочет соблюдать Закон Пророка Адама, то это в наше время неприемлемо: сейчас - время действия другого Закона Божьего, поэтому верующий в Единого Бога обязан соблюдать Шари‘ат Пророка Мухаммада, последнего Божьего Посланника, мир Ему, в противном случае он оказывается отрицающим ниспосланные Всевышним Законы[4].


Таким образом, Ислам не является новой религией: все Пророки имели одну веру, одни убеждения. Они верили в Единого Бога, Которому нет подобия.


Нельзя искажать религиозные термины, арабские слова необходимо произносить правильно. К примеру, нельзя говорить: «Аллаг» или «Аллах». Нужно говорить: «Аллаh» (последний звук близок по произношению татарскому или английскому [h] и украинскому [г]). Говоря о Пророке, нельзя произносить «Мохаммед» или «Магомет». Нужно говорить: «Мухаммад» (не искажая ни одного звука, при этом звук [х] произносим с придыханием) или же «Абуль-Гасим» (в переводе с арабского – «отец Гасима»; Гасим – старший сын Пророка, умерший в раннем детстве).


Тот, кто искренне уверовал сердцем и произнес:
«Нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад – Посланник Аллаhа», или другие слова с тем же смыслом, тот становится мусульманином. Если же человек говорит, что верит, но не произносит такие слова, то этого недостаточно для того, чтобы стать мусульманином: ему следует произнести слова Исламских Свидетельств с верой, соответствующей их значению.

Если человек, имеющий какое-либо представление об Исламе, обращается к мусульманам с тем, что хочет принять нашу Веру, то нельзя ни на минуту откладывать принятие им Ислама. Если же ему отвечают: «Приходи позже», или «подожди, сейчас нет шейха», или «я сейчас занят», или «мне нужно дочитать проповедь», или «пойди искупайся (соверши обрезание), а потом приходи», и т.п., то ответивший таким образом отступает от Веры, потому что нельзя оставлять человека без Веры, нельзя отдалять для него принятие Ислама. Аллаh это не одобряет. Нам не известно, когда человек умрет: может, через год, а может, через минуту. Может случится, что человек умрет неверующим (кяфиром) и попадет навечно в Ад. Нельзя задерживать желающего принять Ислам! Теологи Ислама сообщили, что если имам, стоя на минбаре, читает проповедь (хутбу), и к нему подходит человек, который говорит, что хочет принять Ислам, а имам отвечает, что следует подождать, пока он закончит проповедь, то этот имам отступает от Веры.

 


[1] Аhлю-с-Сунна уа-ль-джама‘а (арабск.) – приверженцы Сунны и джама‘а, -этим теримином в Исламской науке называют общину мусульман, придерживающихся пути Пророка Мухаммада, мир Ему (в вероучении и в вопросах мусульманского права), пути Его сподвижников и праведных имамов последующих веков. Другое название –сунниты. Представляют наиболее многочисленное среди мусульман направление в мире


[2] Имеется ввиду совершеннолетие по Шари‘ату, т.е. достижение возраста половой зрелости или же, - если половая зрелость не наступила ранее, - 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по принятому в мире солнечному календарю)


[3] т.е узнавшего о значении слов Исламских Свидетельств: «Нет божества кроме Единого Бога, и Мухаммад – Его Посланник»


Печать