» » Особый ритуал — И‘тикяф
 

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Лучшие места на земле – мечети».

 

Мечети – наиболее любимые Аллаhом места: они возведены для поклонения Ему. Намаз, совершенный в мечети, превосходит Намаз, выполненный дома, — это касается обязательного Намаза.

 

Мечеть – это место совершения особого ритуала – И‘тикяф (пребывание в мечети ради Аллаhа). За этот ритуал есть большое вознаграждение, даже если он длился недолго.

 

Минимальное время Иʻтикяф – это некоторое время, большее, чем время, достаточное для того, чтобы произнести «Субхан-Аллаh». Для Иʻтикяф необходимо сделать намерение в сердце (например: نَوَيْتُ الاعْتِكَاف فِي هذَا الْمَسْجِدِ مَا دُمْتُ فِيهِ ("Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа” и не обязательно произносить его вслух).

 

Вознаграждение за Иʻтикяф есть даже в том случае, если человек просто находился в мечети и не выполнял при этом никаких других ритуалов (но не достаточно просто пройти через мечеть). Однако вознаграждение будет намного больше, если он читает Зикр или Кур`ан.

 

Согласно единому мнению Исламских теологов (‘Иджма‘), И‘тикяф дозволен в любое время. Однако, больше вознаграждения за него – в последние 10 дней Рамадана. Этот ритуал выполняли, и мусульмане общин предыдущих Пророков, как, например, Пророка Ибраһима, мир ему.

 

Аллаh Всевышний известил нас о том, что мечеть имеет особое величие, почетность и достоинство, ибо является одним из религиозных символов мусульман.

 

Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Хадж», Аят 32) означающее: «Проявление уважения, почтения и особой любви к религиозным ритуалам и символам Ислама является признаком богобоязненности и благочестия».

 

Поэтому, при посещении Мечети следует проявлять уважение к ней. Входя в мечеть, следует снять обувь. Переступая порог, рекомендуется поприветствовать Пророка Мухаммада, мир ему, передать ему Ас-Салям и прочитать такое Ду‘а` (Мольбу):

بِسْمِ اللّهِ اللّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

 

Это означает: "Начинаю с Именем Аллаhа. О, Аллаh! Открой мне врата Твоей милости”.

Если человек пришел в мечеть, то ему рекомендовано прочитать Намаз «Тахияту-ль–Масджид», состоящий из двух рака‘атов в качестве приветствия этой мечети, т.к. это — Сунна–Му`аккадаh.

 

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Если кто-либо из вас заходит в Мечеть, то пусть до того, как сядет, прочитает Намаз-Сунну из двух рака‘атов».

 

Если мусульманин после Намаза намерился оставаться в мечети, чтобы совершить И‘тикяф, даже на очень короткое время, за это он получает большое вознаграждение. И в том случае, когда он только стоял, сидел или лежал, и при этом в его сердце было намерение пребывания в мечети ради Аллаhа Всевышнего, он удостаивается большого вознаграждения. Однако, если мусульманин хочет получить больше вознаграждения от Аллаhа Всевышнего, то, находясь в мечети, ему рекомендуется читать Зикр (упоминать Аллаhа) – произносить слова «Субхана-ллаh» (Тасбих), «Ля иляhа илля-ллаh» (Таhлиль), «Аль-хамду ли-лляh» (Аль-хамдалляh, или Тахмид), «Аллаhу Акбар» (Такбир) либо другие слова восхваления Бога. Также благим деянием во время совершения И‘тикяфа является чтение Священного Кур`ана или Намаза-Сунны. И‘тикяф является утвержденной Сунной (Сунна-Му`аккада), т. е. деянием, которое весьма желательно совершать.

 

Ритуал И‘тикяфа для Общины Пророка Мухаммада, мир ему, не является новым, которого прежде не было: И‘тикяф совершали, и мусульмане Общин предыдущих Пророков.

 

Существует два условия совершения И‘тикяфа: первое – иметь в сердце намерение о его совершении. (Не является Сунной произносить при этом какие-либо слова). Второе – следует находиться в мечети на некоторое время больше минимального промежутка времени, необходимого для выполнения такого рукна (основы) Намаза, как «Ту`манина» («успокоение»), за время которого можно успеть произнести «Субхана-ллаh» или «Аль-хамдули-лляh».

 

И‘тикяф совершается только в мечети. В случае, если человек дал обет (назр) – ради Аллаhа совершить И‘тикяф, то его выполнение становится обязательным. Если кто-то дал обет, что будет находиться в мечети какой-то определенный промежуток времени, то он обязан совершить И‘тикяф в течение этого срока.


 
Печать