» » Наблюдая за окружающим миром

Аллаh даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллаh Всемогущий Создатель всего и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллаh - не тело (не объект) и не качество тела, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.


Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, откуда появился он и все остальное, человек приходит к пониманию, что есть Создатель всего этого, Который не похож на Свои создания.


Оглядываясь вокруг, наш взор в каждый момент времени постигает создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, также – наши действия, мысли, чувства, и даже – само время, – все это многочисленные создания Аллаhа.








 

Внимательное наблюдение, вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Всевышний превыше всех качеств созданных, что Он не похож на Свои создания. Воистину Аллаh Всемогущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следуя наставлению одного из величайших сподвижников Пророка, мир Ему, Ибн ‘Аббаса – «Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности», – ученые Ислама обобщили свои наблюдения за окружающим нас миром, сведя их в отдельную тему: «Аль-‘Алям»


Одно из значений слова «Аль-‘Алям» – все, что существует кроме Аллаhа, или – все, что вошло в бытие, то есть – все созданное (лишь об Аллаhе не говорится, что «Он вошел в бытие», – Аллаh существует вечно).


Аль-‘Алям представляет из себя объекты (тела и составляющие их малейшие частицы) и их свойства.


Тела бывают двух видов:


- тела, которые возможно захватить рукой, к примеру, такие как человек, дерево;


- тела, которые невозможно захватить рукой, к примеру, такие как душа, свет, ветер. Тела этого вида обнаруживаются при более пристальном рассмотрении, нежели тела первого рода.


Все тела – и те, которые возможно захватить рукой, и те, которые невозможно захватить рукой, – имеют границы, свои объемы. В отношении первого вида тел это совершенно ясно. Рассмотрим, что это утверждение правомерно и для второго вида тел на примере такого тела, как свет. Представим себе свет, идущий от светлячка. Это свет небольшого объема, мы четко видим границы этого тела: вот – свет (в виде круга, или шара), а вот – его границы, за которыми расположено уже другое тело, которое невозможно захватить рукой, – это тьма. Существует свет большего размера, например, – свет от лампочки, – он также имеет свои границы. Свет от Солнца больше света лампочки, и у него есть границы (доказательство: когда солнце уходит с небосвода, мы видим, как на смену свету приходит тьма, то есть свет как бы заканчивается). Самый большой свет, созданный Аллаhом, – это свет Рая, он огромен, но и этот свет имеет свои границы.


 

Как говорилось ранее, Аль-‘Алям представляет из себя собой объекты (тела и составляющие их малейшие частицы) и их свойства. Свойства – это прилагаемое к объектам. Свойства не существуют сами по себе. Например: снег белый, земля черная. Мы ведь не говорим, что «белизна белая», «чернота черная», но говорим: «молоко белое», «грязь черная». То есть свойства всегда относятся к какому-либо объекту. Свойств у тел много, к примеру: объем, размер, цвет, температура, движение, покой, разделение, соединение, местоположение в пространстве и так далее и основное свойство всех тел – изменяемость.

 

 

 

 


 

Печать