» » h И Д Ж Р А – знаменательное событие истории – великое переселение из Мекки в Медину
 
 

За отправную точку мусульманского летоисчисления принято событие, называемое «hиджра», или переселение Пророка Мухаммада, мир Ему, вместе со сподвижниками из города Мекки в город Медину в VII веке н.э.

 

hиджра явилась одним из поворотных событий за всю историю Ислама на земле, берущую свое начало от времени первого человека – Адама, мир Ему, - который был и первым Божьим Пророком. Исход мусульман из Мекки имел благородную цель построения нового государства Истинной Веры во имя распространения среди людей религии покорности Единому Богу, Ислама. Как рассказано об этом теологами, пришедший к людям, чтобы напомнить им о единой Вере всех Божьих Посланников, Пророк Мухаммад, мир Ему, начал проповедовать Ислам в своем родном городе Мекке. А спустя 13 лет, когда число его последователей увеличилось, Аллаh Всевышний повелевает Пророку, мир Ему, совершить переселение в город Медину, где и было основано государство, давшее миру пример праведного правления – по Закону, ниспосланному Творцом.

 

Аллаh Всевышний сказал (Сура «Ат-Тауба», Аят 40):

 

Это означает: «Если жители Мекки не поддержали Мухаммада, мир Ему, то Аллаh Его поддерживает, и чтобы не было вреда от неверующих Он ушел из Мекки, и когда во время переселения Он со своим сподвижником Абу Бакром был в пещере, сказал ему: «Не огорчайся, Аллаh с нами», т.е. Аллаh поддерживает нас. Аллаh даровал ему спокойствие и в поддержку послал Ангелов и дал преимущество мусульманам, так, что слово истины было возвышено над словами неверующих, над словами несправедливости и угнетения. Воистину Аллаh Всемогущий и Справедливый».

 

Дорогие мусульмане!

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал к справедливости, добру, культуре и нравственности, а также Он запрещал зло, нарушения и угнетения.

 

До переселения часть жителей Мекки приняли Ислам, из них: Абу Бакр Ас-Сыддик, ‘Умар Аль-Фарук, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, Биляль Аль-Хабаший и другие, но те, кто остались в неверии, стали причинять вред Пророку и Его сподвижникам. Этот гнет усиливался. Некоторые сподвижники по велению Пророка Мухаммада, мир Ему, переселились в Хабаша (Эфиопию) для распространения Ислама. Их было около восьмидесяти и среди них – ‘Усман ибн ‘Аффан и Джа‘фар ибн Абу Талиб, да благословит их Аллаh.

 

Наш Пророк Мухаммад сын ‘Абдуллаhа, мир Ему, безусловно, самый лучший из всех людей, от первого до последнего. Это величайший Пророк, которому ещё до получения первого откровения его народ дал прозвище «Аль-Амин», то есть доверенный, достоверный, не предающий. Пророк Мухаммад, мир Ему, ни в коем случае не был вором, не был подлым, не совершал унизительных действий, его сердце не было связано с женщинами и со всей этой бренной жизнью. Он шел к людям в то время, когда они собирались, и провозглашал:

 

"أَيُّهَا النَّاسُ قُولُواْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ تُفْلِحُواْ"

 

Это означает: «О, люди! Скажите: «Нет бога кроме Аллаhа» и будете спасены!».

Это великий призыв к Исламу: «Засвидетельствуйте о том, что нет бога кроме Аллаhа и что Мухаммад – Посланник Аллаhа, и вы будете спасены».


Пророк Мухаммад, мир Ему, был покорным Аллаhу. До самого переселения Пророк мог противостоять злу, исходящему от неверующих, но Его миссия – это призыв к Исламу и Бог не повелел тогда противостоять силой, несмотря на то, что, Он терпел много угнетения от язычников. Например, когда Пророк, мир Ему, молился возле Кя‘бы, ‘Укба ибн Абу Му‘ыт бросил на спину Пророка помет верблюдицы, то есть плаценту, которая выходит после родов. А также язычник Абу Джаhль хотел навредить Пророку Мухаммаду, мир Ему, но Абу Бакр остановил его и сказал:

 

"أَتَقْتُلُونَ رَجُلاً يَقُولُ رَبِّيَ اللهُ؟"

 

«Ты что, хочешь убить человека за то, что он говорит: «Мой Бог – Аллаh»?!».


А также язычники поломали нашему Пророку коренной зуб. В Него кидали камни, издевались и пытались унизить. Но Пророк Мухаммад получил явную поддержку и большую помощь от Аллаhа, он не отступал, а поступал только так, как повелел Всемогущий Творец

 

Дорогие единоверцы!

Переселение Пророка было не ради отдыха или бегства от язычников и не для того, чтобы прекратить распространение Ислама, а это было подчинение повелениям Аллаhа, подтверждая это, Пророк, мир Ему, сказал:

 

 ”مَا لي وَلِلدُّنْيَا وَمَا لِلدُّنْيَا وَلي، إِنَّمَا أَنَا كَرَاكِبٍ اسْتَظَلَّ تَحْتَ شَجَرَةٍ ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا"

 

«Эта жизнь не интересует меня, и я не увлечен ею. Воистину, я как путешественник, который остановился отдыхать под тенью дерева, а потом оставил это место и ушел».

 

Знайте, что всё на этом Свете временное и неизбежно наступит смерть. Эта жизнь подобна положению того, кто наслаждался в тени дерева, затем продолжил свой путь, не забирая (т.е. оставив) дерево и тень.

 

Ни один из Пророков не оставил путь призыва к соблюдению Ислама и даже не ослабил своего старания в этом, несмотря на трудности и угнетения. Язычники удивлялись тому, какое великое терпение было у Пророка Мухаммада, мир Ему, поэтому сказали Абу Талибу: «О, Абу Талиб! Чего хочет твой племянник?» Если он хочет быть самым влиятельным, то предоставим ему эту возможность, и ни одно решение не будем принимать без согласования с ним. А если он хочет богатства, то соберем и дадим ему так много, что он будет самым богатым из нас. А если он добивается власти, выдвинем его нашим главой». На что наш любимый Пророк сказал своему дяде Абу Талибу

 

"وَاللهِ يَا عَمُّ لَوْ وَضَعُواْ الشَّمْسَ بِيَمِينِي وَالْقَمَرَ بِشِمَالِي مَا تَرَكْتُ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُونَهُ"

 

что означает: «О, дядя! Клянусь Аллаhом Всевышним! Даже если бы мне дали в правую руку солнце, а в левую луну, с условием чтобы я оставил этот призыв, то я не сделал бы этого, пока Аллаh Всевышний не дал бы мне верх над врагами и так до самой смерти».

 

В то время, когда язычники собирались вокруг Кя‘бы, Пророк, распространял Ислам. Там были люди из племен Аль-Аус и Аль-Хазрадж из местности Ясриб (будущий город Медина), они отозвались на Его призыв и приняли Ислам. На следующий год их численность возросла, и когда они покидали Мекку, Пророк отправил с ними Ибн Умм Мактум и Мус‘аб ибн ‘Умайр, которые стали учить людей Исламу и чтению Кур’ана. Когда увеличилось количество ансар, поддерживающих Пророка Мухаммада в Ясрибе, Аллаh повелел Ему и Его сподвижникам переселится туда.

 

Это произошло через 13 лет после того, как Ему было ниспослано первое откровение. Мусульмане стали уезжать из Мекки группами. Язычники же, увидев это, испугались переселения и решили убить Пророка Мухаммада, мир Ему. Для этого они выбрали самых крепких мужчин из разных племен, дали каждому в руки мечи и сказали, чтобы они ожидали у двери дома нашего Пророка Мухаммада, мир Ему. Они договорились убить Его одновременно одним ударом, таким образом, чтобы никто из родственников Пророка не смог отомстить за Него. Но Аллаh Всевышний дал знать Пророку, мир Ему, что Его хотят убить. Ангел Джабра`иль сообщил Пророку, чтобы Он не ночевал этой ночью в своей постели и сообщил Ему о Велении Аллаhа переселиться. Пророк Мухаммад, мир Ему, велел ‘Али ибн Абу Талибу лечь на его место и поручил раздать хозяевам доверенные ему вещи, оставленные ему на сохранение.

 

Когда настала ночь переселения, неверующие поджидали у двери дома Пророка. Посланник Аллаhа, мир Ему, выходя из дома, взял горсть земли и посыпал им на головы, читая первые 9 Аятов Суры «Ясин»:

 

﴿يَس. وَالْقُرْءَانِ الْحَكِيمِ. إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ. تَنْزِيلُ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ. لِتُنْذِرَ قَوْمًا مَا أُنْذِرَ ءَابَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ. لَقَدْ حَقَّ الْقَوْلُ عَلَى أَكْثَرِهِمْ فَهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ. إِنَّا جَعَلْنَا في أَعْنَاقِهِمْ أَغْلاَلاً فَهِيَ إِلىَ الأَذْقَانِ فَهُمْ مُقْمَحُون. وَجَعَلْنَا مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ﴾. (يـس).

 

Это означает: «Ясин. Аллаh даровал Кур’ану особое значение и мудрость. Аллаh клянется Кур’аном. Воистину, наш господин Мухаммад, мир Ему, – один из Посланников. И Он следует Истинному Пути и не заблуждается.Кур’ан ниспослан Всемогущим и Милостивым для верующих для того, чтобы Пророк Мухаммад, мир Ему, предостерег народ, который не был научен их родителями, из-за чего они оставались беспечными невеждами. Относительно большинства из них сбылось предупреждение и то, что было предсказано, но они не уверовали. Воистину, их шеи закованы в железные оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Аллаh создал преграду перед ними и преграду позади них и сделал так, что они не видят»..

 

Таким образом, язычники не увидели, как Пророк Мухаммад, мир Ему, вышел из дома и ушел. Но позже они вошли в дом, застали там ‘Али ибн Абу Талиба и пустились догонять Пророка Мухаммада, с целью убить его по дороге в Медину.

 

Пророк Мухаммад, мир Ему, выбрал себе в спутники для переселения любимого сподвижника Абу Бакра Ас-Сыддик, да будет ему милость Аллаhа! Они вместе укрылись в пещере. Пророк Мухаммад, мир Ему, лег отдохнуть, а Его сподвижник, видя, что в пещере много дыр и щелей, откуда могли зайти змеи и скорпионы, разорвал свою верхнюю одежду и заткнул эти щели и дыры, но осталась одна, и ему пришлось поставить туда свою ногу. Он охранял Пророка и беспокоился за Него, чтобы не было вреда. В это время змея укусила Абу Бакра в ногу, но, несмотря на сильнейшую боль, он не сдвинулся с места и не убрал свою ногу, закрывающую щель в пещере. У него от сильной боли на глазах появились слезы. Одна слеза капнула на Пророка, от чего Он проснулся и, увидев, что случилось с ногой Его спутника, смазал своей чистой благословенной слюной, и после этого нога Абу Бакра сразу перестала болеть и по Воле Аллаhа он получил исцеление. Эта история передана стихами:

 

 

Аллаh Всевышний дал поддержку Пророку Мухаммаду и сохранил Его от коварных замыслов и действий язычников, по Воле Аллаhа паук свил паутину на входе в пещеру, а голубь свил гнездо, отложил яйца и высиживал их перед самым входом, таким образом, язычники подумали, что там никого нет. В Священном Кур’ане сказано:

 

﴿يُرِيدُونَ أَن يُطْفِؤُواْ نُورَ اللهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللهُ إِلاَّ أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ﴾

 

В этом Аяте сказано о том, что язычники хотели «потушить» свет Истины, уничтожить призыв к Исламу через убийство Пророка, но Аллаh даровал защиту Своему любимому созданию и дал возможность нашей истинной Вере подняться и быстро распространиться по всему миру, несмотря на всякие ухищрения противников и завистников. (Сура «Ат-Тауба», Аят 32).

 

И после этого Пророк Мухаммад вместе с Абу Бакром отправились дальше в путь, чтобы добраться до Медины.

 

А в это время мусульмане Медины с нетерпением ждали прибытия Пророка Мухаммада, мир Ему. Люди толпами приходили на окраину города на пути к Мекке, где некоторые взбирались на деревья и всматривались в даль, в надежде увидеть признак, указывающий на прибытие Пророка. И так проходили часы и дни, и каждый день, не встретив ожидаемого прибытия Пророка, люди возвращались печальные в свои дома.

 

И вот однажды, когда люди были в ожидании появления любимого Пророка, наступил полдень и усилился зной, некоторые уже группами стали возвращаться в город Медину. Вдруг один человек громко закричал: «Вот пришел тот, кого вы ожидаете, о, жители Медины!». И сразу все вернулись на то место, где обычно встречают и провожают приезжих. Они собрались для встречи самого любимого человека – Пророка Мухаммада, мир Ему, говоря слова:

 

"طَلَعَ الْبَدْرِ عَلَيْنَا مِنْ ثَنِيَّاتِ الْوَدَاعِ"

 

которые означают: «Взошла для нас полная луна, ясный месяц! И мы встречаем Его на месте встречи почетных гостей!». Местные мусульмане были очень рады Его приезду. Мухаммад, мир Ему, укрепил братские отношения между переселившимися и жителями Медины, которых Пророк назвал – «Ансар» (поддерживающие), т.к. они поддерживали веру. Затем Пророк со сподвижниками построил почетную мечеть и дома вокруг нее, и Он примирил два враждовавших племени Аль-Аус и Аль-Хазрадж и мусульмане стали как единое целое, которое не разделяет скупость и мирские интересы и возникают между ними ни зависть, ни злоба. Аллаh даровал обещанную победу своему Пророку и сказано об этом в Священном Кур’ане:

 

﴿إِنَّا لَنَنْصُرَ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ في الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الأَشْهَاد﴾

 

Это означает: «Аллаh дарует Своим Посланникам и их последователям верх над врагами на этом и на Том Свете».

 

Так произошло переселение нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, и с того момента Исламская цивилизация распространила истину, а также свою высокую культуру, развитую науку, понятия о добре, морали, нравственности, совести, человеческих ценностях и справедливости. Пусть Аллаh дарует нам укрепление Веры, увеличение религиозных знаний, откроет большие возможности для соблюдения Шари‘ата и даст нам знать больше об истории жизни нашего любимого Пророка, чтобы еще лучше следовать Его учению.

 

Дорогие единоверцы!

 

hиджра, осуществленная нашим Пророком, мир Ему, была подчинением Повелению Аллаhа – покинуть родной город и поселиться в Медине.


Ошибочен взгляд некоторых несведущих людей, которые полагают, что Пророк, мир Ему, убежал из Мекки в Медину, спасаясь от преследования язычников, тем самым приписав Пророку, мир Ему, лучшему из всего созданного Богом, такое недостойное качество как трусость! Неверны также представления, что Пророк, мир Ему, переселяясь в Медину, якобы решил уйти от трудностей, связанных с Его Пророческой миссией, якобы Он желал отдохнуть от своей многолетней деятельности по Призыву к Исламу. Эти ложные мнения опровергает следующий Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Земные блага не интересуют меня, и Я не увлечен этим. Поистине, Я словно странник, остановившийся для отдыха в тени дерева, который после того, как отдохнет, продолжит свой путь, оставив и дерево, и тень», т. е. сердце Пророка, мир Ему, не связано с этой жизнью, и ничто не может отвлечь Его от миссии Пророка. Каждому необходимо помнить, что все на этом Свете временно, и неизбежно наступит смерть. Жизнь на земле сравнима с путешествием, в котором человек после непродолжительного отдыха в тени дерева, продолжает свой путь.

 

Другое высказывание Пророка, мир Ему, также доказывает несправедливость обвинений в Его адрес.

Однажды Пророк, мир Ему, сказал своему дяде Абу Толибу, что означает: «О дядя, клянусь Аллаhом! Даже если бы мне положили в правую руку Солнце, а в левую – Луну для того, чтобы Я оставил этот Призыв, Я не сделал бы этого. И Я буду продолжать Призыв, пока по Воле Аллаhа не выполню своей миссии».

 

Воистину, hиджра (Переселение) – знаменательное событие истории – несет в себе память о тех великих днях, его событиях, сущности и мудрости.

 

Переселение Пророка, мир Ему, явилось одной из славных страниц Исламской истории. И каждый раз, вспоминая о нем в дни наступления Нового года по hиджре, мы задумываемся о его уроках: о проявленных мусульманами терпении, стойкости и самоотверженности ради одной цели: нести добро – Ислам – своим современникам и будущим поколениям людей. Мы восхищаемся тем, с каким воодушевлением и героизмом в прежние времена наши единоверцы отстаивали Истинную Веру, ниспосланную Аллаhом.

 

Также hиджра учит нас тому, что мы должны придерживаться убеждений Единобожия, знаний, которые являются самыми главными и почетными среди других. Именно эти знания и убеждения объединяют всех мусульман. Пророк Мухаммад, мир Ему, распространял Веру для того, чтобы люди приняли сердцем и признали Единого Создателя, и то, что Мухаммад, мир Ему, - последний из Божьих Пророков и продолжатель Веры всех предшествующих Пророков. Посланник Аллаhа, мир Ему, начал свой Призыв к Исламу в Мекке, и на него откликнулись и приняли Ислам часть ее жителей, а также приезжавшие сюда жители Медины, еще до того, как Он переселился в этот город. Хотя миссия Пророка была сопряжена с большими трудностями, Он неустанно распространял добро. И мы, Его последователи, должны следовать сказанному в Кур`ане (Сура «Аль-Ар‘аф», Аят 199), что означает: «Призывай к соблюдению Шари‘ата и отстранись от (не обращай внимания на) невежественных».


Печать