» » Значение понятия «ПРАВДИВОСТЬ»


Просим Аллаhа Всевышнего, чтобы мы были в числе правдивых.

Знай, пусть будет тебе Милость Аллаhа, что слово  «правдивость» имеет следующие значения:

 

– правдивость в речи;

– правдивость в намерениях и желаниях;

– правдивость в обещаниях;

– правдивость в выполнении обещаний;

– правдивость в деяниях;

– правдивость во всех религиозных деяниях.

 

Кто обладает этими шестью качествами, тот будет в числе правдивых.

 

Правдивость в речи

 

При общении с людьми раб Аллаhа должен быть правдивым. Человеку следует всегда контролировать свою речь, он должен следить за правдивостью своих слов при сообщении какой-либо информации. Необходимо говорить только правду, так как обман является плохим качеством человека, оно не одобряется Шариатом. Поэтому клятвы и речь всегда должны быть правдивыми.

 

Необходимо быть правдивым при обучении людей Истине (Исламу). Не следует рассказывать о несуществующих Хадисах, утверждая будто бы их произносил Пророк, мир Ему. Нельзя убеждать людей в том, чего в религии нет, – Ислам чист от лжи. Напомним слова Пророка, мир Ему:«Необходимо быть правдивым, так как обман ведет к греху, а грех ведет в Ад». Обман – один из грехов языка. Грех – рассказывать о чем-либо, заведомо зная, что это не соответствует действительности. Грех – обманывать как в шутку, так и всерьез. Теологи Ислама единодушны в этом вопросе. Пророк, мир Ему, сказал:

« لا يَصْلُحُ الْكَذِبُ فِي جِدٍّ وَلا هَزْلٍ » رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ

«Обман не приемлем ни в шутку, ни всерьез». Передал это изречение Аль-Байhакый.

 

Многие люди страдают из-за того, что их обманывают, иногда всерьез, а иногда в шутку. Самым опасным видом обмана является, когда дозволенное религией преподносят как недозволенное, а на то, что считается недозволенным, говорят, что оно дозволено.

 

Например, рассказывают об одном человеке, который был в обществе своих друзей. К ним подошел слепой. Этот человек, желая развеселить друзей, сказал ложные слова, придуманные им самим, ссылаясь на Аллаhа Всевышнего: «Если увидишь слепого, то бей его по затылку – ты не щедрее его Господа». Этот человек позволил себе внести в Кур`ан слова, которых в действительности нет в Нем, и назвал разрешённым то, что общеизвестно как запрещённое. Он обманул, ссылаясь на Аллаhа Всевышнего, и попал в неверие.

 

Правдивость в намерениях и желаниях

 

При совершении благих деяний человек должен иметь искреннее намерение совершать их только ради Аллаhа Всевышнего. Не следует иметь намерение совершать благие деяния ради похвалы, так как это является лицемерием.

 

Правдивость в обещаниях

 

Человек обещает себе, что, если, например, он получит дар от Аллаhа в виде денег, то израсходует их полностью или частично на милостыню. Если он имеет твердое намерение, то он правдив в своем обещании.

 

Однако бывает, что человек обещает что-либо, но колеблется, не решителен в своем обещании и не имеет твердого намерения совершить обещанное. Это не является правдивостью в обещаниях. Поэтому значение слов «правдивость в обещаниях в благих целях» означает решительность и исполнение своих обещаний. У человека должна быть уверенность в выполнении обещанного им. Правдив тот, кто обещает совершить добро, и уверен в этом.

 

Правдивость в выполнении обещаний

 

Некоторым людям не стоит особого труда обещать себе что-либо. Но когда исполняются их желания и они достигают желаемого, у них появляются новые интересы и новые желания. И они уже не хотят выполнять свое обещание. Когда человек вместо выполнения обещанного увлекается мирскими делами, его поступок не является правдивым.

 

Сказано в Кур`ане (Сура 33 «Аль-Ахзаб», Аят 23):

رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللهَ عَلَيْهِ

Это означает: «Те, которые правдивы в выполнении того, что они обещали Аллаhу».

 

Аллаh отличил людей, которые выполняли свои обещания, и назвал их правдивыми. Как передано в книге Имама Аль-Бухарий, этот Аят был ниспослан в связи с поступком Анаса Ибн Ан-Надра, да благословит его Аллаh. Этот мусульманин не смог участвовать в битве «Бадр», в которой сражался Пророк, мир Ему, из-за чего был сильно расстроен. Он сказал, что это была первая битва с участием Посланника Аллаhа, и он очень сожалеет, что не смог участвовать в ней. И он поклялся Аллаhом, что если еще раз представится такой случай, то он будет воевать рядом с Посланником Аллаhа. На следующий год произошла битва «Ухуд», в которой он участвовал. Перед сражением его встретил один из сподвижников Пророка, мир Ему, Са‘д ибн Муаз и спросил его, куда тот идет. Анас ибн Ан-Надр ответил, что идет вслед за запахом Рая. Впоследствии Са‘д ибн Муаз увидел, что он погиб в этом сражении. На его теле насчитывалось более восьмидесяти ран. Сестра погибшего сказала, что его было сложно узнать. Его узнали благодаря примете. Тогда был ниспослан Аят 23 Суры 33 «Аль-Ахзаб»:

رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللهَ عَلَيْهِ

Это означает: «Те, которые правдивы в выполнении того, что они обещали Аллаhу».

 

Анас ибн Ан-Надр дал обещание Аллаhу и выполнил свое обещание, не колеблясь, т.е. был правдивым в своем обещании.

 

 В битве при Ухуд Посланник Аллаhа стоял на том месте, где пал смертью шаhида[1] один из Его сподвижников Мусаб ибн ‘Умайр, и читал Аят 23 Суры 33 «Аль-Ахзаб»:

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُمْ مَنْ قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُمْ مَنْ يَنْتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلاً

Это означает: «Среди верующих есть те, которые правдивы в выполнении того, что они обещали Аллаhу. Среди них есть такие, которые погибли на Пути Аллаhа, и есть такие, которые ожидают подобной смерти и тверды в своем намерении».

 

Абу Саид Аль-Харраз рассказывал, что во сне увидел двух Ангелов, спустившихся с неба. Они спросили у него: «Что такое правдивость?» Он ответил, что это выполнение обещанного. Ангелы произнесли: «Ты сказал правду», и после этого они поднялись на небо.

 

Правдивость в деяниях

 

Человек старается делать так, чтобы его внешние поступки соответствовали намерениям. Трудись днем и ночью, чтобы быть полностью правдивым в своих благих поступках, которые обязан делать и которые не обязан. Будь правдивым в расходах на благие дела, в подаче милостыни, в посещении кого-либо, при взаимоотношениях с другими. Некоторые говорили:

 «Правдивая речь – сильнее нас. Обман в наших поступках – змея для нас».

 

Абдуль-Уахид ибн Зайд рассказывал, что Аль-Хасан – внук Пророка Мухаммада, мир Ему, если приказывал делать что-либо благое, то сам это делал лучше всех. А если он запрещал делать зло, то он сам больше всех избегал его. А также он говорил, что не видел больше таких людей, у которых бы добрые намерения сочетались с их желаниями и поступками.

 

Абу Якуб Ан-Наhраджурий говорил, что правдивость – это соответствие деяний с благими желаниями.

 

Правдивость во всех религиозных деяниях

 

Это стремление усовершенствовать себя в Богобоязненности, в уповании на Аллаhа, аскетизме, удовлетворенности, любви и во всех других восхваляемых качествах. В качестве примера объясним, что имеется в виду под словом «Богобоязненность»? Каждый раб Божий, верующий в Аллаhа и в Судный День, боится Аллаhа Всевышнего, но не каждый человек постигает подлинность этого состояния.

 

Случается, что человек боится правителя или разбойников, и со стороны бывает заметно, что этот страх в действительности овладевает им. А когда человек боится наказания Ада, то при совершении им греха не видно, что он ощущает этот страх. Правдивые, достойные люди, которые совершенствуют себя на пути Богобоязненности, встречаются крайне редко, поскольку достичь упомянутых нами качеств не так легко. А удается это лишь тем, кому Аллаh дарует такое благо.

 



[1] Шаhид – это павший в защите справедливости.



Печать