» » Упоминание о смерти в Кур`ане и Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему
Этой теме посвящено много Аятов и Хадисов. Мы приведем лишь некоторые из них.

Сказано в Кур`ане (Сура 3 «Али ‘Имран», Аят 185):

 

كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ

Это означает: «Каждая душа познает вкус смерти. В Судный День сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, – тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире – обманчивое наслаждение».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 21 «Аль-Анбия`», Аят 35):

]كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ [

Это означает: «Всякая душа вкусит смерть; в этой жизни Аллаh испытывает вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на Том Свете вы будете отвечать».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 29 «Аль-‘Анкабут», Аят 57):

]كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ ثُمَّ إِلَيْنَا تُرْجَعُونَ [

Это означает: «Каждая душа вкусит смерть. Затем вы будете воскрешены».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 32 «Ас-Садждa», Аят 11):

] قُلْ يَتَوَفَّاكُم مَّلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ [

Это означает: «Скажи: «Ангелу смерти поручено забрать ваши души, а после смерти вы будете воскрешены»».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 39 «Аз-Зумар», Аят 30):

] إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ [

Это означает: «Поистине, ты (о Мухаммад) смертен, и они смертны».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 50 «Каф», Аят 19):

] وَجَاءتْ سَكْرَةُ الْمَوْتِ بِالْحَقِّ ذَلِكَ مَا كُنتَ مِنْهُ تَحِيدُ [

Это означает: «И, воистину, наступила смерть, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 56 «Аль-Уаки‘а», Аяты 83-85):

] فَلَوْلا إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ []وَأَنتُمْ حِينَئِذٍ تَنظُرُونَ[

] وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنكُمْ وَلَكِن لا تُبْصِرُونَ [

Это означает: «Когда душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не можете помочь ему. Воистину, Аллаh – Всемогущий и Всезнающий».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 62 «Аль-Джуму‘а», Аят 8):

] قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ [

Это означает: «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И, воистину, на Том Свете вы будете отвечать за ваши деяния»».

 

Сказано в Кур`ане (Сура 75 «Аль-Кыйяма», Аяты 26-30):

] كَلاَّ إِذَا بَلَغَتْ التَّرَاقِيَ[]وَقِيلَ مَنْ رَاقٍ[]وَظَنَّ أَنَّهُ الْفِرَاق[

]وَالْتَفَّتِ السَّاقُ بِالسَّاق[]إِلَى رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمَسَاقُ[

Это означает: «Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, кто тогда сможет спасти его, и кто сможет сохранить жизнь ему?! Но человек бессилен что-либо сделать. Смерть – истина, и каждый будет отвечать в День Суда за свои поступки».

 

Пророк Мухаммад, мир Ему, многократно напоминал людям о неизбежности смерти. Абу hурайра передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (то есть смерть)». Этот Хадис приводит Ат-Тирмизий.

 

Ученые Ислама сказали об этом Хадисе, что он очень лаконичен: в нем мало слов, но он содержит в себе великий смысл, он совершенен с точки зрения поучения, увещевания. Это действительно так, ведь кто вспоминает о смерти, трудностях ее переживания и боится того, что последует после нее, тот забывает об удовольствиях этой жизни, ее преходящих ценностях.

Воспоминание о смерти подавляет желание веселиться, радоваться благам этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаhу. Человек, вспоминающий о смерти, перестает думать следующим ошибочным образом: пока он молод, ему якобы все дозволено, а соблюдением своих религиозных обязанностей он займется в будущем.

Никто не сможет избежать смерти, никто не знает, когда она придет. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки? Достаточно ли мы сделали Богоугодных дел? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Пока не поздно мы должны исправиться, придерживаться пути Ислама знанием и соблюдением и чаще вспоминать о смерти, «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее.

 

Анас ибн Малик передал, что Пророк, мир Ему, сказал:

«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, – поистине, это смягчает ваши сердца и наполняет глаза слезами смирения в этой жизни и напоминает вам о будущей». Этот Хадис приводят Муслим, Абу Дауд и др.

 

Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему, означающее:

«Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шари‘ату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллаh смилостивится над ним». Этот Хадис приводит Ат-Тирмизий

 

Если мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он стремится совершать благие дела (одобренные Аллаhом), надеясь на Его вознаграждение. Он готовится к будущей жизни: выполняет дела, угодные Аллаhу, стремится не совершать грехи и часто вспоминает Всевышнего Аллаhа. Мусульманин знает, что только эти действия приносят пользу и могут помочь ему в Судный День. Слабовольный же человек следует своим греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаhа. Аль-Хасан Аль-Басрий сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди из жизни, не имея ни одного благого деяния.

Боль, испытываемая человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело), страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания тела ножницами.

 

Жена Пророка Мухаммада, мир Ему, ‘А`иша рассказывала, что означает:

«В то время, когда Посланник Аллаhа лежал при смерти, в моих руках был кувшин (или банка) с водой. Он опускал в нее свою руку и затем обтирал этой водой свое лицо и просил у Аллаhа Всевышнего дать силы терпеть во время смерти».

Передано от ‘Абдуллаhа ибн ‘Амра, что когда Посланник Аллаhа, мир Ему, упомянул в своем изречении о Мункаре и Накире (ангелы, ведущие допрос умершего в могиле), ‘Умар ибн Аль-Хаттаб спросил у Него:

«О Посланник Аллаhа! Возвращается ли к нам наш разум в могиле?» Пророк, мир Ему, ответил:

«Да, в таком же виде, как и сегодня». ‘Умар ибн Аль-Хаттаб был очень удивлен этому.

 

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Анаса следующий Хадис Пророка, мир Ему:

«Воистину, после того, как раба Божьего похоронят, и друзья покинут его могилу, и он услышит звук их удаляющихся шагов, подойдут к нему два Ангела, посадят его и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде?» Если умерший был верующим, то он ответит: «Я свидетельствую, что Он – раб Аллаhа и Его Посланник». И тогда Ангелы скажут ему: «Посмотри на свое место в Аду: Аллаh заменил его тебе местом в Раю», и он увидит оба эти места. А если умерший был кяфиром (неверующим) или мунафиком[1], то на вопрос Ангелов он ответит: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нем люди». Ангелы скажут ему: «Не знал и не ответил». Затем Ангелы ударяют железным молотом между его ушей, и он кричит столь громко, что его слышат все вокруг, кроме людей и джиннов».

 

Ибн Хиббан передал от Пророка Мухаммада, мир Ему, следующие слова:

«Когда похоронят умершего человека, подходят к нему два Ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункар, второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде»? Умерший скажет то, что говорил о Нем при жизни. Если умерший был верующим, то он скажет: «Он – раб Аллаhа и Его Посланник. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, и я свидетельствую, что Мухаммад – раб и Посланник Аллаhа». И Ангелы говорят Ему: «Мы знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширяется до размеров семьдесят на семьдесят локтей и заполняется светом. И Ангелы скажут ему: «Спи»! И он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени, пока Аллаh не поднимет его с этого ложа (пока не воскресит его)».

 


[1] лицемер по отношению к Вере, т.е. неверующий, выдающий себя за мусульманина, а на самом деле не любящий Ислам или же сомневающийся в его истинности.

 

 

 

 
Печать